Как правильно выбрать развивающие игрушки для маленького ребенка

Огромный ассортимент всевозможных развивающих игрушек, выложенный на полках детских магазинов, может вызвать затруднения в выборе у любого родителя. Каждому человеку хочется подобрать для соего ребенкаигрушку, которая будет ему интересна, поможет узнать что-то новое об окружающем мире, развить определенные навыки. Всевозможные кубики, пазлы, шнуровки, мозаики, машинки и куклы – какая игрушка не только безопасна, но и действительно полезна для развития малыша?

В первую очередь, при выборе любого предмета для ребенка, нужно обратить внимание на наличие неприятного запаха, едких цветов в окраске, качество обработки швов и стыков. Игрушка для малыша не должна содержать мелких деталей, острых углов. Пластмасса (если игрушка сделана из этого материала) не должна быть хрупкой. На упаковке обязательно должны быть указано, что игрушка соответствует экологическим нормам и стандартам качества. Покрытие игрушки должно быть ровным, не осыпаться и не откалываться, мягкие игрушки лучше выбирать не особенно пушистые – чтобы шерсть и волокна не попали в носик или рот малыша.

Часто при выборе развивающих игрушек обращают внимание на наличие у них звуковых или световых эффектов, считая при этом, что чем больше таковых, тем лучше. Однако игрушка, сделанная по принципу – «нажал кнопку – загорелась лампочка или заиграла песенка» — скорее разовьет у ребенка условный рефлекс. Лучше, когда звуковая игрушка требует творческого подхода или может выполнять не одну функцию.

Развивающая игрушка – это не обязательно какая-то сложная или специально разработанная вещь. Главное здесь – это подход: возможность реализации мыслей ребенка и интерес. Любая простая, даже бытовая вещь, может быть куда полезней для развития малыша, чем дорогая разработка ученых и педагогов. Пожалуй, до сих пор не придумано лучшей развивающей игрушки, чем обыкновенные деревянные кубики.

Рассмотрим несколько критериев, которым должна соответствовать игрушка, для того, чтобы быть действительно развивающей:

  • Игрушка должна иметь цель. Прямая цель, например, тренировка счета или понимание логической последовательности, может быть дополнена и непрямой – изучение цветов или развитие мелкой моторики. Основная цель игрушки может быть явной – например, различные материалы для запоминания названий животных или овощей, а может и не бросаться в глаза – например, ребенку надо пришнуровать мячик в лапки мишке, а это еще и развивает моторику, а значит, готовит руку к письму. С помощью простых формочек для песка ребенок сможет узнать о различных геометрических формах, познакомиться с цветами, научиться строить башенки, а также хорошо развить мелкую моторику.
  • Развивающая игрушка должна иметь много функций. Ребенку долго не надоест игрушка, которую можно использовать по-разному. Да и пользы такая игрушка принесет больше, чем та, что окажется заброшенной в угол уже на следующий день. Упомянутые выше кубики – это не только строительный материал для башенок, гаражей и домов. Кубики еще могут быть грузом для машинок, из них можно учиться складывать буквы.
  • Игрушка не должна «диктовать» правила игры ребенку. Ведь для того, чтобы она помогала малышу развиваться, то, как ее использовать, должен придумать сам ребенок. Высокотехнологичные игрушки зачастую совсем не оставляют ребенку пространства для воображения – они не стимулируют и не подталкивают малыша к определенному действию, а строго его устанавливают.
  • Если ребенок увлекся игрой, следующая приобретенная игрушка для развития определенного навыка должна иметь большую сложность. Например, если малышу понравились пазлы, нужно постепенно увеличивать количество частей картинки. Если нравиться делать аппликации, каждая последующая работа может содержать больше элементов. Главное не поставить ребенку сразу слишком сложную задачу – так у него может появиться разочарование в своих силах и пропасть интерес.
  • Развивающая игрушка должна иметь хотя бы один способ контроля ошибок в действиях. Например, в пазлах-вкладышах, поставить фигурку в не предназначенное для нее углубление не получится.
  • Игрушка должна соответствовать ребенку. Не нужно покупать малышу огромные вещи, которые он не сможет ни перенести, куда ему надо, ни переставить.

И наконец, самое главное. Никакая развивающая игрушка не справиться со своей задачей без помощи родителей. Нужно помогать малышу придумывать новые и новые игры, радоваться его открытиям вместе с ним и проявлять живой интерес к его действиям.

Добавить комментарий